?

Осовский Ефим Григорьевич (1930-2004). Мемориальный сайт.

Social capital

  • less than 10
Name:
pedagogics
External Services:
  • pedagogics@livejournal.com
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ УЧИТЕЛЕЙ

20 июля 2004 года не стало ЕФИМА ГРИГОРЬЕВИЧА ОСОВСКОГО – члена-корреспондента Российской академии образования, действительного члена Международной педагогической академии, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, Заслуженного деятеля науки Республики Мордовии, блестящего преподавателя и наставника в науке.
Е.Г.Осовский родился 11 октября 1930 года в г. Бобруйске (Белоруссия), где прошло его довоенное детство. Война заставила семью эвакуироваться в Казахстан. Он рано включился в трудовую деятельность, а 14-летним подростком, оставшись без родителей, начал самостоятельную жизнь. Несмотря на трудное время, одновременно учился в школе ФЗО и работал на военном заводе в г. Актюбинске. В 1944 – 51 гг. жил в Москве и Ленинграде, работал на заводе, являлся воспитанником воинской части. За этот период окончил ремесленное училище, вечернюю школу-семилетку, индустриально-педагогический техникум трудовых резервов. Затем три года работал мастером производственного обучения и преподавателем ремесленного училища в г. Красновишерске на Урале.
Вспоминая об этом времени, Ефим Григорьевич говорил: «Желание получить высшее образование меня не оставляло, и я решил закончить десятилетку через школу рабочей молодежи. Получив серебряную медаль, я смог поступить на педагогический факультет Московского государственного педагогического факультета имени В.И. Ленина». Отличную учебу он успешно сочетал с преподавательской, общественной и научной деятельностью: работал в железнодорожном училище, школе-интернате, пионерских лагерях, был редактором газеты, членом комитета ВЛКСМ, вел оргработу на Московском фестивале молодежи и студентов (1957), которая была отмечена грамотой.
В этот период начал проявлять живой интерес к психолого-педагогической теории и практике. Уже тогда одна из самых ранних его научных работ была отмечена наградой Всесоюзного конкурса студенческих работ. По окончании вуза он был рекомендован в аспирантуру, где судьба свела его с известным ученым-педагогом, академиком И.Ф. Свадковским и множеством его учеников. Вспоминая встречи на подмосковной даче Ивана Фомича во Внуково, Ефим Григорьевич отмечал: «Здесь все были равны – все были учениками Учителя, единомышленниками, принадлежавшими к одной научной школе. Здесь мы, тогда молодежь: В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, С.П. Баранов, Д.И. Латышина, В.П. Ядэшко, А.П. Демидова и др. – легко общались с академиком М.Ф. Шабаевой, профессором В.А. Ротенберг, доцентом Т.В. Воликовой и другими». Он признавался, что эти встречи сыграли большую роль в его научном становлении и в жизни. Ведь неписаным законом школы «Фомича» была поддержка и помощь, а также уверенность в том, что есть надежные друзья, которые всегда придут на помощь. «День рождения Учителя – 20 января – был всегда нашим днем. И где бы мы потом ни были, мы старались в этот день поспеть во Внуково». Под научным руководством И.Ф. Свадковского Ефим Григорьевич успешно защитил диссертацию «Становление и развитие школы фабрично-заводского ученичества (1918 – 1933)».
С 1961 года жизнедеятельность Е.Г.Осовского была связана с высшей школой. Сначала он работал в Череповецком пединституте, а с 1967 года и до последних дней жизни – в качестве заведующего кафедрой педагогики и психологии (затем – научных основ образования) Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
Профессором Е.Г.Осовским было положено начало ряду приоритетных направлений в педагогической науке и созданы оригинальные научные школы. Спектр его научных интересов достаточно многообразен – это проблемы методологии, теории, истории и практики общего и профессионального образования. Работы ученого постсоветского периода связаны с осмыслением новых подходов к проблемам истории образования и актуализацией ее аспектов, не получивших объективного рассмотрения в прошлом (альтернативная педагогика 20-х гг. ХХ столетия, монотехнизм, М.М. Бахтин и педагогика, школа и педагогика Российского Зарубежья, проблемы социальной педагогики и др.).
Долгие годы Е.Г.Осовский посвятил исследованию проблем педагогики и психологии профессионально-технического образования. В 60-80-е гг. совместно с А.Н. Веселовым и Н.Н. Кузьминым он заложил основы истории профессиональной школы и педагогики как новой отрасли научного знания, возглавлял секцию историков в Научном совете по проблемам профтехобразования АПН СССР. В 1971 г. им было инициировано проведение в Липецке Всесоюзного симпозиума историков профтехобразования. В монографии ученого «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940)» (М.,1980) теория профтехобразования впервые была рассмотрена как предмет историко-педагогических исследований. За работу «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» (М.,1981) он как автор и научный редактор был удостоен Премии АПН СССР им. К.Д. Ушинского. Развивая это направление, в 1981 году Е.Г.Осовский защитил докторскую диссертацию «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917-1940 гг.». Результатом деятельности стали выделение истории профтехобразования как самостоятельной отрасли истории педагогики, разработка методологии и методики исследований, воссоздание целостной исторической картины развития профтехобразования в России с древнейших времен до наших дней, определение теоретических основ развития профтехобразования в историческом контексте. Последние годы ученый посвятил современному прочтению истории трудовой и профессиональной школы и принял участие в подготовке учебника «Профессиональная педагогика» (М., 1997, 2-е изд., 1999), разработке словника и комплекса статей «Энциклопедии профессионального образования» (М.; Т.1–3. 1998–2000), а также в написании коллективной монографии «История профессионального образования в России» (М., 2003).
Е.Г.Осовский по праву считается основателем и руководителем еще двух научно-исследовательских школ, официально признанных в Российской академии образования и Министерстве образования Российской Федерации – «Образование и педагогическая мысль в Мордовском крае: история и современность» и «Образование и педагогика Российского Зарубежья 20-х-50-х гг. ХХ в.».
Работы Ефима Григорьевича, его учеников и последователей способствовали усилению научного интереса к истории просветительства, образования и педагогической мысли в Поволжье и Мордовском крае. Это направление разрабатывается как краеведческая и национально-региональная тема, в рамках которой осуществлено монографическое исследование развития образования в Мордовском крае, воссоздана история мордовского просветительства.
Как отмечают ученые, Е.Г.Осовский создал научную школу по педагогической регионологии Поволжья, положил начало исследованиям по истории школы и просвещения в Мордовском крае. Он явился составителем и автором книги «Просветители и педагоги Мордовского края». Профессор занимался исследованием жизни и деятельности мордовских просветителей и педагогов М.Е. Евсевьева и А.Ф. Юртова, воссоздал полную биографию Г.К. Ульянова, организовал мемориальный музея М.Е. Евсевьева, оказал деятельное участие в делах их потомков. Так, внуки А.Ф. Юртова Елизавета и Анатолий признавались Ефиму Григорьевичу в письмах из с.Андреевка (Республика Башкортостан): «... Вас мы считаем близким к нам человеком». Он автор школьных пособий по истории Мордовии.
Предложенный им исследовательский проект «Образование и педагогическая мысль Мордовского края» получил грант МО РФ (1997-2000). В рамках этого проекта подготовлена и издана коллективная монография, опубликован комплекс статей, разработан спецкурс и соответствующая программа. Его учениками защищены по данной проблематике докторская и кандидатские диссертации, продолжают активно работать докторанты, аспиранты и соискатели. Е.Г.Осовский неоднократно выступал инициатором проведения в Саранске региональных и республиканских научных конференций по истории образования в Поволжском крае, национальному просветительству, истории учебной книги и др. На протяжении многих лет профессор являлся руководителем редакции образования и науки «Мордовской энциклопедии», подготовленной к печати, и трехтомника «История Мордовии в лицах». Его научная школа не раз получила гранты РФФИ («Поддержка научных школ», 1996), Минобразования РФ («Образование и педагогика Мордовского края»,1997), РГНФ («Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (середина XVI – начало ХХ в.)», 2000).
Квинтэссенцию научного творчества Е.Г.Осовского составляла проблема исследования Российского Зарубежья (истории педагогики и образования). В 1993 г. по его инициативе была создана межвузовская лаборатория и научная школа, положившая начало изучению проблем русской школы и педагогики в условиях эмиграции «первой волны». В 1996 г. он собрал и опубликовал антологию «Педагогика Российского Зарубежья», которая впервые познакомила нас с философско-педагогическим наследием эмиграции. Под его руководством были подготовлены и опубликованы монография «Очерки истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья (20–50-е гг. ХХ в.)», сборники избранных произведений С.И. Гессена и В.В. Зеньковского, комплекс статей и текстов. Данная проблематика успешно разрабатывается учениками Е.Г.Осовского: защищены диссертации, работают аспиранты, проведены Всероссийские научные конференции (1994, 1997, 2000). Научное направление получило признание ведущих специалистов. Об этом свидетельствует и ряд полученных грантов: фонда Сороса (1994, «Обновление гуманитарного образования»), РФФИ («Поддержка научных школ», 1995), РГНФ (1996–1999, «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья»; 1997, 2003 – 2004; грант на проведение Всероссийской конференции по данной проблеме).
Е.Г.Осовский активно участвовал в исследовании актуальных проблем образования и их практическом воплощении. В 80-е гг. он был одним из руководителей программы «Сельская малокомплектная школа России». Результатом этой работы стало издание монографии «Урок в малокомплектной школе» (Смоленск, 1991). Он инициировал создание и участвовал в работе первых инновационных учебных заведений в Мордовии – лингвистической гимназии № 12 и школы-лицея № 26 (педагогического), неоднократно признававшихся в числе лучших школ России.
Профессор Е.Г.Осовский являлся прекрасным лектором, сочетающим энциклопедичность знаний с высоким профессионализмом в организации процесса их освоения. Он плодотворно работал со студентами, аспирантами и докторантами Мордовского пединститута, активно участвовал в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в Мордовском республиканском институте образования и ИППК при Мордовском университете, его часто приглашали для чтения лекций в другие вузы России.
В числе научных приоритетов ученого являлись проблемы педагогического образования. Данное направление деятельности носит практико-ориентированный характер, которое имеет целью осмысление инновационных процессов в педагогическом образовании и подготовку программно-методических материалов, обеспечивающих его эффективность. Еще в 1971 г. он первым поставил проблему педагогической профессиографии и стандартов подготовки учителя. Он – автор комплекса оригинальных программ по нормативным и специальным курсам: по методике воспитательной работы, социальной педагогике, истории образования и педагогики и др. Им разработана и опубликована технология проведения педагогических олимпиад и проведены Всероссийские олимпиады по педагогике студентов педвузов (1986–90, 1994).
В Ефиме Григорьевиче удачно сочетались черты ученого, организатора педагогической науки и преподавателя, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлекая их своей творческой энергией, смелыми замыслами и идеями. Общение с ним стало школой научного поиска и культуры исследования. Через аспирантуру и докторантуру при кафедре научных основ образования прошли огромное количество аспирантов, докторантов, научных сотрудников, соискателей, большинство из которых в срок защищали свои исследования. Под его руководством было защищено более 40 диссертаций.
Ученый проводил большую научно-организационную работу. Являлся членом двух диссертационных советов: по защите докторских диссертаций по специальностям 13.00.01 и 13.00.02 при Нижегородском педагогическом университете и Мордовском госпединституте. Кафедра систематически рекомендовалась в качестве ведущего учреждения по экспертизе диссертаций. Ефим Григорьевич регулярно приглашался официальным оппонентом. По этому поводу доктор педагогических наук, профессор Ростовского-на-Дону педагогического университета С.В. Кульневич восхищенно говорит, что «Е.Г.Осовский … изящно мыслящий оппонент». А профессор Н.М. Зверева добавляет: «Этот удивительный человек привносит нечто такое, что порой делает для меня архиформализованную процедуру защиты диссертации привлекательной».
Е.Г.Осовский входил в Научный Совет по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, в Головной Совет «Проблемы педагогики» Научно-технического совета МО РФ; работал в составе комиссии по Государственным премиям в области науки и образования при правительстве Республики Мордовия. Е.Г.Осовский – автор более 400 научных трудов различных жанров. Он – научный редактор 20 томов межвузовского сборника научных трудов «Современные проблемы психолого-педагогических наук» (Саранск, 1992–2003 гг.). Его работы имеют высокий индекс цитирования – на них есть ссылки в энциклопедической, учебной, научной литературе, в диссертационных работах, авторефератах и монографиях.
Руководимая им кафедра поддерживала научные связи со многими вузами и научными учреждениями России: Поволжским отделением и научными институтами Российской академии образования и Российской академии наук, Международной педагогической академией, Университетом РАО, Санкт-Петербургским университетом повышения педагогического мастерства и Академией культуры, Московским, Нижегородским, Чувашским, Казанским, Владимирским, Башкирским и другими педагогическими университетами, многими классическими университетами (Казань, Тюмень, Саратов, Саранск и др.), Московским психолого-социальным институтом и др.
За успехи в научной деятельности и участие в подготовке научно-педагогических кадров Е.Г.Осовский удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Мордовской АССР». Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», Золотой медалью Я.А. Коменского (2000), почетными знаками и грамотами, является Лауреатом Премии АПН СССР им. К.Д. Ушинского.
Ефим Григорьевич являлся прекраснейшим образцом для подражания и в семейных отношениях. Верной спутницей, другом и самым близким человеком была его жена – Валентина Егоровна – кандидат филологических наук, доцент; гордостью – сын – Олег Ефимович – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Мордовского университета и его жена – Вера Петровна Киржаева – кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник; надеждой – сын Максим Ефимович и его жена – Надежда Анатольевна, совсем недавно успешно защитившая кандидатскую диссертацию. Источником радости и вдохновения являлись подрастающие внуки, к которым любящий, заботливый и необыкновенный дедушка–кумир проявлял столько заботы, внимания, терпения. Мы постоянно убеждались в том, что родные и близкие являлись ему прекрасной опорой и надежным тылом.
Боль и утрату невозможно выразить словами. Мы глубоко скорбим в связи с уходом из жизни глобально мыслящего ученого и практика, доброго и эмоционального человека Ефима Григорьевича Осовского. Светлая память о Ефиме Григорьевиче навсегда останется в наших сердцах и делах.

Ю.В.Варданян, профессор, зав.кафедрой психологии МГПИ им.М.Е.Евсевьева
Т.И.Шукшина, доцент кафедры научных основ образования МГПИ им.М.Е.Евсевьева
Бахтин, Гессен, Евсевьев, Зеньковский, Илья Ульянов, Крупская, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, Российская академия образования, Юртов, история Мордовии, педагогика, российское зарубежье, филателия

Social capital

  • less than 10

Statistics